С Именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

§.1 Новый мусульманин и принятие Ислама.

Как принять Ислам?


Многие люди желающие принять Ислам спрашивают «как это сделать?», нужно ли для этого пройти какой-то обряд.
Для принятия Ислама не требуется ни каких обрядов, необходимо лишь произнести свидетельство исповедания Ислама, которое называется «Шахада».

Шахада звучит так:

«Нет никакого бога (заслуживающего нашего поклонения), кроме Аллаха. Мухаммад посланник Аллаха ».

 

أَشْهَدُأَنْلاَإِلَهَإِلاَّاللَّهُوَأَشْهَدُأَنَّمُحَمَّدًارَسوُلُاللَّهِ

По-арабски это звучит так:

«Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад расулю-Ллах».

 

Что значат эти слова?


Краткий комментарий к этим словам Вы можете прочитать в статье "Как принять Ислам" открыв срытый текст:

показать

Для того, чтобы принять Ислам, достаточно просто произнести
« два свидетельства»:

«Нет никакого божества (заслуживающего нашего поклонения), кроме Аллаха».
«Мухаммад посланник Аллаха».

По-арабски это звучит так:
«Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад расулю-Ллах».
Если человек скажет эти слова от чистого сердца, и с полным принятием и убеждением, то этот человек становиться мусульманином-покорным Аллаху.

Комментарии к двум свидетельствам.

Свидетельство первое: «Нет никакого божества (заслуживающего нашего поклонения), кроме Аллаха».
Это свидетельство содержит в себе три вида единобожия:

1. Единобожие во владычестве. Это значит, что мусульманин должен быть убеждён в том, что Он Аллах Единственный, кто распоряжается в этом мироздании. Он Единый Творец, Единственный Наделяющий уделом свои творения. Он Один отвечает на молитвы своих рабов. Он не нуждается в помощниках, никто не участвует с Ним в деле сотворения Вселенной и всего того, что в ней происходит. Никто не разделяет с Ним власть, не приближенные ангелы, не пророки, не духи, не люди, не святые, Он Единственный Всепокоряющий. Он Один прощает людям их прегрешения, и никто не может отпустить человеку грехи, кроме Него. Всё в этом мире, без исключения, является Его творением, и никто кроме Него не принимает никакого участия в процессе сотворения. Аллах является Создателем всего, и добра и зла, всё этом мире создано по Милости и Мудрости Аллаха.
2. Единобожие в прекрасных именах и качествах Аллаха. Мусульманин должен знать, что нет никого подобного Ему, в Его именах и качествах. Он Милостивый, Милосердный, Слышащий, Видящий, Дарующий, Любящий, Владыка, Всемогущий, в Руке Его власть. Он не рождал и не был рождён. Он Первый и Последний. Он Прощающий и Принимающий покаяние. Он Силён в наказании, Справедливый. Он Добрый и Сострадательный к верующим. Он безгранично Возвышен над своими творениями. Он обладатель великого трона. Он трансцендентен. Его качества не подобны качествам Его творений, их невозможно описать, потому что нет никого равного Ему. Его качества нельзя толковать, надо воспринимать их так, как они есть, ибо смысл их понятен, а суть их непостижима. Его имена и качества ни с чем несравнимы. Например, Его Слух отличается от человеческого слуха, также как Его Сущность отличается от сущности людей. Качества Аллаха такие, как подобает Его Бесконечному Величию, а качества созданий такие, как подобает их слабости и несовершенству. Мусульманин должен признавать, только те имена и качества Всевышнего, которыми Он сам описал Себя в Коране и те, которыми Его описал посланник Аллаха. Нельзя выдумывать на Аллаха и описывать Его качествами присущими творениям. Также недопустимо придавать кому-то качества Аллаха, и возвышать кого-либо до уровня Единого Создателя.
3. Единобожие в поклонении. Это значит, что только Аллах достоин поклонения. Никто не заслуживает наших молитв, кроме Него. Поклонение - это любые слова и дела, как скрытые, так и явные, которые любит Аллах и, которыми Он доволен, такие как: молитва, взывание с просьбой о помощи, пост, хадж (паломничество), смирение, страх, обеты, жертвоприношение, покорность. Ни что из вышеперечисленных действий нельзя посвящать или совершать ради чего-то или кого-то, помимо Аллаха. Это тот вид единобожия, который на протяжении истории чаще всего подвергался искажениям. Основной миссией всех пророков было возвращение людей к поклонению Одному Аллаху и отказу от поклонения лжебогам.


Свидетельство второе: «Мухаммад посланник Аллаха».
Это свидетельство содержит в себе четыре условия. Это свидетельство обязывает мусульманина:

1. Быть убеждённым во всем, о чём поведал нам посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего. Все, что он поведал нам о скрытых, от нас, явлениях и событиях, в прошлом и в будущем, в этом мире и следующем, является истиной, потому что всё сказанное им, является вестью от Аллаха, ниспосланной нашему пророку, мир ему и благословение Всевышнего.
2. Следовать тому, что он нам предписал в шариате, как в вопросах поклонения Аллаху, так и в вопросах взаимоотношений между людьми.
3. Отстраняться от всего запрещенного пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха.
4. Поклоняться Аллаху только так, как нас научил последний посланник Аллаха, и не вводить в эту религию ни каких нововведений.

Более полный комментарий Вы можете узнать прочитав Книгу Аллаха Священный Коран, потому что весь Коран является самым полным и самым совершенным разъяснением Шахады.

 

Где принимать Ислам?
Принять Ислам Вы можете находясь в мечети, дома, на улице, в машине и где угодно, при этом качество вашего Ислама от этого никак не меняется, потому Вы и только Вы будете выстраивать ваш Ислам, только Вы сами сможете регулировать уровень вашей преданности Аллаху. Усердствуя вы и уповая на Аллаха и по воле Аллаха Вы сможете совершенствовать свой Ислам и повышать его качество.

 

Перед кем или в чьем присутствие принимать Ислам?
Принять Ислам Вы можете в присутствии мусульман, в присутствии имама мечети, а можете принять Ислам в одиночестве, потому что Тот ради кого Вы принимаете Ислам, Тот кому вы покоряетесь всегда с вами слышит и видит всё что вы говорите и делаете. Аллах (Велик Он и Славен) знает обо всем , о ваших самых сокровенных мыслях, ведь Он Знающий Сведущий. Однако не забудьте обрадовать ваших братьев и сестер в Исламе тем что Вы приняли Ислам, ведь этим Вы доставите им приятное, согреете их сердца, и возможно это запишется в книгу Ваших добрых дел как первое благодеяние в Исламе.

 

Когда принимать Ислам?
Ислам в переводе на русский значит покорность повиновение, т.е. "покорность Богу", значит полностью на русском языке вопрос наш будет звучать так "Когда мне нужно покориться Богу?"
Но можно ли ставить вопрос таким образом. Ведь ответ на него очевиден покориться Аллаху следует тогда, когда Он от нас это потребовал. То есть прямо сейчас, потому что Аллах потребовал покорности (Ислам) от Адама, когда тот был еще в Раю. Также и обязанностью всех людей является Покорность Аллаху.
Принимайте Ислам тогда, когда Вы поняли, что Ислам это Истина. Ведь Вы не знаете когда, в какой день, и в какой час закончится Ваш срок на этой Земле. Поэтому будьте решительнее, не откладывайте с важным решением, и Аллах Вам поможет и все тяготы облегчит.

 

Обязательно ли для принятия Ислама сделать обрезание?
Обрезание это легкая хирургическая операция санитарно-гигиенического плана, предписанная Шариатом, но к самому процессу принятия Ислама она не имеет ни какого отношения. Данная процедура проводится в детском возрасте, желательно в первые дни жизни, когда ребенок переживает её относительно безболезненно и ранка заживает в течении одного дня или немногим более того. Если человек принимает Ислам в зрелом возрасте, то он сам может решить делать ему эту процедуру или нет. В наше время есть возможность провести эту операцию безболезненно с использованием лазерного оборудования.

 

Надо ли при принятии Ислама менять имя?
Ислам не призывает к смене имени после того, как человек принял Ислам. При жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) многие люди принимали Ислам, но только единицы из них сменили свои имена, но и то, только потому, что у них были веские причины для этого. Ислам принимали не только арабы, но и представители других народов, персы, эфиопы, евреи, греки, копты и никто из них не менял имена без причины.
Какая же может быть причина для смены имени? Это в основном три причины:
1) Имя несет в себе смысл многобожия, например: Абдушшамс (Раб Солнца), или Абдуллят (Раб богини ал-ллят), или Абдульмасих (Раб Христоса) и т.п
2) Имя несет в себе скверный и пессимистический смысл, например: Асы (Ослушник), Хузн (Печаль), и т.п.
3) Если имя несет в себе смысл религиозного самовосхваления, например: Барра (Благочестивая), Такыйя (Богобоязненная) и т.п.

 

Нужно ли до принятия Ислама знать все законы Ислама, заранее научиться намазу и одеть хиджаб?
Самое главное и самое важное для человека это принятие Ислама, то есть покориться Аллаху. Всему остальному вы можете научиться уже будучи в Исламе. Если даже вы и будете делать какие-то ошибки и упущения, то Аллах Милостивый и прости Вам это. Сколько бы Вы не готовились к принятию Ислама в самом лучшем виде, все равно Вы не смоете узнать всего заранее, и лучше всего учиться получиться когда Вы станете мусульман(ином/кой). И Аллах Вам поможет и Вы почувствуете легкость в делах, энтузиазм и энергичность.
Некоторые люди медлят с принятием Ислама, говоря себе, что пока они не готовы держать уразу, постоянно читать намаз, носить хиджаб и другие подобные отговорки. Это является ошибкой и самообманом, потому что совершение каких-то грехов будучи в Исламе, хоть и является аспектом отрицательным, однако не идет не в какое сравнение с грехом неверия, потому что неверие и многобожие обеспечивает человеку гарантированное вечное проживание в Адском пламени. И поэтому любой, даже самый страшный, грех - легче чем неверие и многобожие.
Может ли кто-то представить, что человек тонет, захлебывается водой и вот-вот уйдёт под воду, и в этот момент ему бросают спасательный круг с корабля, но он отталкивает этот круг, мотивируя это тем, что он болеет морской болезнью и поэтому не плавает на кораблях, да к тому же как он может появится на людях в таком виде, весь промокший как чучело. Не уподобляйтесь этому горе-утопленнику, помните что пережить морскую болезнь легче, чем утонуть в мрачной пучине, ну а вещи легче просушить уже находясь на палубе. Я думаю притча понятна.

 

§.2 Новый мусульманин и первостепенные обязанности в Исламе.

Намаз
Второй столп Ислама и самая первая обязанность мусульманина после произнесения Шахады - это намаз. Намаз это ежедневная молитва, которая совершается пять раз в день, в определённое время.
Изучив пособие "Обучение намазу"(Необходимый минимум), вы можете получить информацию, достаточную для того, чтобы научиться читать намаз правильно.
Данное пособие сопровождается аудио-файлами, также вы можете скачать пособие в формате Word и Pdf. и просмотреть видео-уроки на тему намаза.

 

Пост (ураза)
Если человек принял уразу в месяце Рамадан, то он должен соблюдать сыям, т.е. пост, который заключается в том, чтобы на протяжении дневного времени, от начала рассвета и до полного заката солнца, мусульманин должен воздерживаться от еды, питья, половой близости, а также еще более усилено удерживать себя от грехов, и творить больше добрых дел.
Более подробно об уразе Вы можете почитать в рубрике "Рамадан", а также на нашем форуме в разделе "Пост/ Рамазан".

 

Также существуют и другие обязанности, которые должны выполнять мусульмане и мусульманки, но для сохранения лаконичности данной статьи мы ограничимся молитвой и постом, потому что все остальное мусульманин сможет постичь самостоятельно изучая свою религию.

 

§.3 Новый мусульманин и получение знаний.


Каждый мусульманин должен знать, что Ислам это религия Аллаха, поэтому она идеальна, безупречна и безукоризненна во всех вопросах. В ней нет ни какого изъяна, а все ошибки исходят только по причине невежества людей или их грехов. Поэтому чтобы следовать этой религии правильно, необходимо получать знания. Прежде чем что-то сказать или что-то сделать того что касается религии, то мусульманин должен иметь об этом достоверное знание и не действовать по своему усмотрению или основываясь на чьих то словах.
Источником нашей религии являются Коран и достоверная Сунна, также следует всегда спрашивать и задавать вопросы знающим людям и просить их подкрепить свои слова доказательствами из Корана и достоверной Сунны.

Несколько строк о достоинстве знания и ученых:

показать

1. Из повествований Корана о знании
2. Из хадисов пророка,
3. Предпочтение знания поклонению
4. Некоторые изречения сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и последователей
5. Отрывки из стихов о достоинстве знания
6. Примеры высказываний ученых

Ученые написали о достоинстве знания и его обладателей много и посвятили этому специальные книги. И если бы мы захотели собрать все аяты, с их толкованиями, и хадисы, с комментариями к ним, а также все то, что было написано об этом учеными минувших веков и их преемниками, нам потребовалось бы написать многие тома, чего мы сделать, конечно же, не в состоянии.
Достаточно сказать, что, говоря о высоком положении, достоинстве и особенностях знания, Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, указал на более чем сто пятьдесят его аспектов. (См.: «Мифтах дар ас-са‘ада»).
Здесь, о искатель знания, я очень кратко расскажу тебе о том, что говорили ученые о достоинстве знания и его особенностях, чтобы это побуждало тебя идти по пути овладения знанием со всей серьезностью и искренностью и чтобы ты знал, что ступень знания есть наивысшая ступень, которой может достичь человек после пророчества, прекратившегося со смертью нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) .

1. Из повествований Корана о знании

Что касается аятов Корана, в которых речь идет о знании, то количество их достигает нескольких сотен, и поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них и распределим аяты по темам, озаглавив их следующим образом:

Путешествие в поисках знания

И вот Муса сказал своему слуге: «Не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей, даже если мне и придется потратить (на это многие) годы!». Когда же они достигли места слияния (этих морей, оказалось, что) они забыли о своей рыбе… («Пещера», 60 – 61).

Разве не путешествовали они по земле, и не было у них сердец разумеющих и ушей, которыми они внимали? («Хаджж», 46).
Тот, кто хорошо знает Коран, вспомнит и десятки других аятов, касающихся темы «знание».

Люди, обладающие знанием, упоминаются наравне с ангелами

Свидетельствует Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет бога, кроме Него, и что Он вершит справедливость . («Семейство Имрана», 18). Аллах, хвала Ему, в первую очередь упомянул о Себе, затем назвал своих ангелов, а затем – обладающих знанием, которых Он призвал засвидетельствовать, что Он является единственным Богом.

Знание возвышает знающего над другими

Скажи: “Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?” («Толпы», 9).

Аллах возвышает по степеням тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание («Препирательство», 11).

Знание – основа богобоязненности

Поистине! боятся Аллаха из рабов Его (только) знающие . («Творец», 28).

Несведущий человек должен следовать за знающим, даже если он младше его

О отец мой, пришло ко мне знание, которого у тебя нет, так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь! («Марьям», 43).

Низший по своему положению может достигнуть того знания, которого не дано постигнуть тому, кто выше его
В рассказе о пророке Сулеймане, мир ему, сообщается, что, когда он решил наказать пропавшего удода, тот прилетел и сказал:

Я узнал то, чего ты не знаешь, и явился к тебе из Сабы с верным известием . («Муравьи», 22).
В рассказе о двух сыновьях Адама человек научился у ворона:

И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть мертвое тело своего брата. Он сказал:
“Горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата”. И он стал сожалеть (об этом) («Трапеза», 31).
Рассказывая о Мусе, мир ему, и его слуге, Всевышний Аллах сказал:

И (там) они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и передали (часть) Нашего знания . Муса сказал ему: “(Могу) ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?” («Пещера», 65 – 66). А ведь Муса, бесспорно, был лучшим творением Аллаха в свое время.

Веление обращаться к обладателям знания в силу их высокого достоинства

Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете («Пчелы», 43).

О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим властью среди вас («Женщины», 59).
Слова «кто наделен властью» из данного аята толкуется и как «ученые», и как «правители».

А если бы они обратились с этим к посланнику и предводителям из их (числа), то поняли бы это те из них, которые (способны) извлекать (нужное) . («Женщины», 83). Коран указывает на то, что именно сведущий в чем-либо человек способен сообщить правду об этом, не преувеличивая и не приуменьшая. Аллах говорит:

Никто не даст тебе вести так, как сведущий . («Творец», 14). Поэтому следует спрашивать сведущего человека, а не кого-то иного:
Спроси о Нем сведущего («Различение», 59).

Знание – это безбрежное море

Даровано вам знания только немного («Ночное путешествие», 85).

Приумножение знания необходимо

…и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!» («Та ха», 114).

Ведь выше всякого обладателя знания есть более знающий («Йусуф», 76).

Обучение возвышает положение обучаемого, даже если речь идет о собаке

Они спрашивают тебя, что им дозволено (в пищу). Скажи: “Дозволено вам (все) благое и то, что (изловят для вас) дикие животные, приученные вами (к охоте словно собаки), как указал вам Аллах. И ешьте то, что они изловят для вас” . («Трапеза», 4). Таким образом, обученный пес выделяется среди остальных собак.

2. Из хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха)

В своем «Сахихе» Муслим передает, что Омар, да будет доволен им Аллах, спросил одного из своих наместников: «Кого ты назначил правителем над жителями долины (т.е. Мекки)?». Тот ответил: «Ибн Абзу». Омар, да будет доволен им Аллах, спросил: «А кто такой Ибн Абза?». Он ответил: «Один из наших вольноотпущенников». Омар воскликнул: «И ты поставил своим наместником над ними вольноотпущенника?» На что тот ответил: «Поистине он знает наизусть Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и знает наследственное право». Тут Омар сказал: «Разве не говорил вам ваш пророк:
إِنَّ اللَّهَ يَرْفَعُ بِهَذَا الْكِتَابِ أَقْوَامًا وَيَضَعُ بِهِ آخَرِينَ
«Поистине Аллах с помощью этой Книги (Корана) возвысит одних людей и унизит других!».
Посмотрите же, как знание возвысило одного из рабов до уровня достойнейших и почитаемых арабов, сделав его их руководителем и правителем над ними, которому они покорно подчинились и признали его превосходство и покровительство.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا مَاتَ الإنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاثَة : إِلاَّ مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«После того, как человек умирает, все его дела прекращаются (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной милостыни (садака джария) , знания, которыми пользуются люди, или праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него».
Обратите внимание на то, что знание приравнивается к богатству и детям. И ведь это не просто богатство и не просто дети. Это имущество, из которого постоянно выплачивается милостыня, за что его хозяин будет получать вознаграждение неограниченно долго. И это праведные дети, которые будут выплачивать милостыню за своих родителей из излишка своих денег и обращаться к Аллаху с мольбами об их прощении и милости на протяжении всей своей жизни!
Муслим передает со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
... وَمَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ ، وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ ، وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ ، إِلاَّ نَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ ، وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ ، وَحَفَّتْهُمْ الْمَلائِكَةُ ، وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ…
«… .Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай , а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие , и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает Аллах среди тех, кто находится перед Ним… » .
Слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) «…вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай, …» являются ярким доказательством и важным свидетельством огромного достоинства религиозного исламского знания. А как же иначе? Ведь знание ведет (своего обладателя) к Раю и указывает правильный путь.
То же самое относится к словам пророка (мир ему и благословение Аллаха) « а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает Аллах среди тех, кто находится перед Ним…», они также указывают на достоинство знания, к чему просто нечего больше добавить.
Поистине то, что на людей, совместно изучающих Коран, нисходит спокойствие, читающих его покрывает милость, что ангелы собираются вокруг них, выказывая свое уважение к ним и довольство тем, что они делают, и Всемилостивый Аллах поминает их среди ангелов, наилучших и самых почитаемых (из Его творений), – вс¸ это служит самым убедительным доводом в пользу достоинства знания и его превосходства над прочими видами поклонения и путями приближения к Аллаху.
Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводимые в сборнике «Сахих»: ِ مَنْ يُرِدْ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّين
«Аллах наставляет религии того, кому желает блага» подтверждают, что настоящее благо заключается в понимании религии, что подразумевает знание догматов ислама (‘ака‘ид), различных видов поклонения (‘ибадат), установлений шариата (ахкам) и норм нравственного поведения мусульманина (адаб).
Поистине, если мусульманину посчастливится учиться и овладеть знаниями, если он достигнет понимания в религии Аллаха, то он станет способным творить добро и будет из числа благодетелей. Чтобы судить о достоинстве и почитании знания, достаточно уже того, что оно приводит человека к добру и указывает ему дорогу к этому!
В обоих «Сахихах» приводятся слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) :
إِنَّ مَثَلَ مَا بَعَثَنِيَ اللَّهُ بِهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ الْهُدَى وَالْعِلْمِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَصَابَ أَرْضًا ، فَكَانَتْ مِنْهَا طَائِفَةٌ طَيِّبَةٌ قَبِلَتْ الْمَاءَ فَأَنْبَتَتْ الْكَلأ وَالْعُشْبَ الْكَثِيرَ، وَكَانَ مِنْهَا أَجَادِبُ أَمْسَكَتْ الْمَاءَ فَنَفَعَ اللَّهُ بِهَا النَّاسَ فَشَرِبُوا مِنْهَا وَسَقَوْا وَرَعَوْا ، وَأَصَابَ طَائِفَةً مِنْهَا أُخْرَى إِنَّمَا هِيَ قِيعَانٌ لا تُمْسِكُ مَاءً وَلا تُنْبِتُ كَلأ ، فَذَلِكَ مَثَلُ مَنْ فَقُهَ فِي دِينِ اللَّهِ وَنَفَعَهُ بِمَا بَعَثَنِيَ اللَّهُ بِهِ فَعَلِمَ وَعَلَّمَ، وَمَثَلُ مَنْ لَمْ يَرْفَعْ بِذَلِكَ رَأْسًا ، وَلَمْ يَقْبَلْ هُدَى اللَّهِ الَّذِي أُرْسِلْتُ بِهِ
«Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) е¸ была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил е¸ на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать е¸ для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представляющую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».
Данный хадис убедительно и ясно показывает достоинство знания. В этом благородном хадисе представлен прекрасный, правдивый и удивительный пример, который аль-Куртуби комментирует следующим образом: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил религию, которую он принес с собой, с обильным дождем, приходящим к людям в то время, когда они в нем нуждаются. В таком же положении были люди до начала его пророческой миссии. И подобно тому, как обильный дождь оживляет мертвую землю, так же и религиозные науки оживляют мертвые сердца. Затем он сравнил слушающих его людей с разными видами почвы, на которую выпадает дождь. Среди них есть ученые, которые используют свои знания, передавая их другим. Они подобны плодородной почве, которая впитала воду, воспользовалась ею сама и вырастила растения, принеся пользу остальным. Среди них есть и люди, которые собирают знание, расходуя на это все свое время, но не делают ничего сверх того или не постигают сути того, что сами собрали, хотя передают накопленное знание другим. Они подобны почве, которая не впитывает воду, но приносит пользу всем остальным. О таких людях пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مَقَالَتِي ، فَوَعَاهَا وَحَفِظَهَا وَبَلَّغَهَا كما سَمِعهَا
«Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова, запомнил их и передал (другим) так, как слышал». Среди них есть и такие, которые слушают то, что имеет отношение к знанию, но не запоминают, не применяют и не передают это другим. Они подобны солончаку или гладкой поверхности земли, которая не впитывает воду или портит ее для всех остальных. Две достойных похвалы группы людей в этом примере он упоминает вместе, поскольку и те, и другие приносят пользу людям, выделяя третью, достойную порицания группу людей, которые пользы не приносят».
Я скажу , что даже при поверхностном знакомстве с этим прекрасным и удивительным примером можно увидеть достоинство знания. Посланник Аллаха, , сравнил знание с обильным дождем, льющимся с неба и несущим с собой добро и нескончаемое благо обитателям земли. И подобно тому, как обильный дождь оживляет мертвую землю, так же и знание оживляет мертвые сердца. То, что знание является достоинством, достаточно для того, чтобы оно стало основой жизни!
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
النَّاسُ مَعَادِنُ كَمَعَادِنِ الْفِضَّةِ وَالذَّهَبِ ، خِيَارُهُمْ فِي الْجَاهِلِيَّةِ خِيَارُهُمْ فِي الإسْلامِ إِذَا فَقُهُوا
«Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них (, что были лучшими во времена) джахилиййи (, остались) лучшими и в исламе, если усвоили (установления) религии».
Сообщается, что Зирр ибн Хубайш сказал: «Однажды я пришел к Сафвану ибн ’Ассалю аль-Муради и он спросил меня: «Что привело тебя?». Я ответил: «Стремление к знанию». Он сказал: «Поистине я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا مِنْ خَارِجٍ خَرَجَ مِنْ بَيْتِهِ فِي طَلَبِ الْعِلْمِ ، إِلاَّ وَضَعَتْ لَهُ الْمَلائِكَةُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا بِمَا يَصْنَع ُ
«Как только кто-нибудь выходит из дома в поисках знания, ангелы возлагают на него крылья в знак удовлетворения тем, что он делает».
Этот хадис ясно говорит о достоинстве искателя знания, ведь нет никого лучше, чем тот, на кого ангелы возлагают крылья в знак внимания и уважения к нему и удовлетворения тем, что занят благим делом – поисками знания, ради которого он вышел из дома.
Сообщается, что Касир ибн Кайс сказал: «Я сидел вместе с Абу д-Дардой в Дамасской мечети, когда к нему подошел человек и сказал: «О Абу-д-Дарда! Я пришел к тебе из Медины, города посланника Аллаха, , чтобы узнать у тебя хадис, который, как мне сообщили, ты рассказываешь со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Абу-д-Дарда спросил: «Ты не приехал с целью торговли?». Он ответил: «Нет». Абу-д-Дарда снова спросил: «Тебя не привело сюда что-то иное?». Он ответил: «Нет». Тогда Абу-д-Дарда сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, , говорил:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ ، وَإِنَّ الْمَلائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا لِطَالِبِ الْعِلْمِ ، وَإِنَّ طَالِبَ الْعِلْمِ يَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمَاءِ وَالأرْضِ حَتَّى الْحِيتَانِ فِي الْمَاءِ ، وَإِنَّ فَضْلَ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ ، إِنَّ الْعُلَمَاءَ هُمْ وَرَثَةُ الأَنْبِيَاءِ ، إِنَّ الأنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلا دِرْهَمًا ، إِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ
«Тому, кто вступит на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нем знание, Аллах облегчит путь в Рай, и поистине ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая свое¸ удовлетворение тем, что он делает, и поистине прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и поистине обладающие знанием являются наследниками пророков, пороки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел».


3. Предпочтение знания поклонению

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فََضلُ العِلْمِِ خَيرُ من فضل العبادة ، وملاكُ الدِّينِ الوَرَع
«Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие».
Передают, что Мутарриф ибн Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «Я больше желаю удела знания, чем удела поклонения, и я больше желаю пользоваться благополучием и благодарить, чем подвергаться испытаниям и терпеть. Посмотрел я на благо, в котором нет зла, и не увидел ничего подобного благополучию и благодарности».
Ибн Аббас сказал: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении ».
Передают, что Исхак ибн Мансур сказал: «Я передал Ахмаду ибн Ханбалю слова Ибн Аббаса: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении», и спросил: «Какое знание он имел в виду?». Он ответил: «Это знание, приносящее пользу людям в вопросах их религии». Затем я спросил: «В вопросах омовения (вуду), молитвы (салят), поста (саум), паломничества (хаджж), развода (талак) и тому подобного?». Он ответил: «Да».
Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем постижение Его религии».
Передают, что Ибн Вахб сказал: «Однажды, когда я находился у Малика ибн Анаса, читая ему и учась у него, пришло время совершения полуденной или послеполуденной молитвы. Я собрал свои книги и встал, чтобы совершить молитву, а Малик спросил: «Что это ты делаешь?». Я ответил: «Собираюсь совершить молитву». Он сказал: «Поистине это удивительно! Ведь то, ради чего ты встал, не лучше того, чем ты был занят до этого, если твои намерения были правильными».
Аш-Шафи‘и сказал: «Приобретение знания лучше, чем дополнительная молитва».
Суфьян ас-Саури сказал: «Наилучшее занятие – это приобретение знания, если намерения человека являются правильными».
Абдуллах ибн Вахб, ученик Малика, сказал: «Я начал с поклонения прежде приобретения знания, и шайтан увлек меня вопросами об ‘Исе, сыне Марьям: «Как Великий и Всемогущий Аллах создал его?» – и подобными ему. Я пожаловался одному шейху, и он воскликнул: «Ибн Вахб!» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Приобретай знания». И это послужило причиной того, что я занялся поисками знания».
Умар ибн Абдуль‘азиз сказал: «Тот, кто совершает дела не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы».


4. Некоторые изречения сподвижников,
да будет доволен ими Аллах,
и последователей

Аль-Хасан сказал: «Поистине, приобретение части знания и применение его на практике лучше всего этого мира со всем, что в нем есть». Он также сказал: «Для стремящегося узнать хадис ради лика Аллаха это лучше всего того, над чем восходит солнце».
Ибн Мас‘уд сказал: «Как прекрасно собрание людей, где распространяется мудрость и просят (Аллаха) о милости».
Суфьян ас-Саури сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем давать людям знание».
Передают, что об аяте, в котором говорится:

И мы отдали одним пророкам предпочтение перед другими («Ночное путешествие», 55), Зайд бин Аслам сказал: «(Это преимущество) в знании».
Маймун бин Михран сказал: «В каждом городе я ищу обладателей знания, к которым я стремлюсь, если не нахожу таких людей сразу, ибо обр¸л я благо для своего сердца в общении со знающими».
Аббан ибн Сулайм сказал: «Мудрое слово твоего брата в исламе лучше тех денег, которые он тебе даст, ибо деньги заставляют тебя преступать пределы дозволенного, а мудрое слово укажет тебе прямой путь».
Аль-Хасан сказал: «Весь этот мир – тьма, кроме собраний знающих».
Маймун сказал: «Поистине ученый в своем городе подобен источнику чистой питьевой воды».
Суфьян ас-Саури сказал: «Нет ничего лучше для снискания милости Великого и Всемогущего Аллаха, чем поиски знания, и никогда еще знание не приобреталось лучшим образом, чем сегодня».
Суфьян сказал одному арабу: «Горе вам! Ищите знание, ибо поистине я боюсь, что знание уйдет от вас и перейдет к другим, а вы окажетесь униженными. Ищите знание, ведь это честь в этом мире и честь в мире вечном».
Халид бин Хаддаш сказал: «Провожая Анаса ибн Малика, я попросил его: «О Абу Абдуллах! Дай мне совет». Он сказал: «Следует тебе бояться Аллаха тайно и явно и сердечно относиться к каждому мусульманину и записывать то, что узнаешь от обладателей знания».
Абу-д-Дарда сказал: «Аллах наделяет знанием счастливых и лишает его злосчастных».
Кумайль ибн Зийад ан-Наха‘и передает, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Знание лучше денег, потому что деньги охраняешь ты, а знание охраняет тебя; расходование уничтожает средства, а знание от этого увеличивается; знание управляет, а деньгами распоряжаются; хранители денег умирают, будучи живыми, а ученые остаются живыми до скончания времен: сами они исчезают, но дела их остаются в сердцах».
Исма‘ил ибн Джа‘фар бин Сулейман аль-Хашими сказал: «Я удивляюсь тому, кто не записывает то, что узнает: как душа может побуждать его к чему-то достойному?».
Му‘тамир ибн Сулейман сказал: «Отец написал мне в письме, когда я находился в Куфе: «Сынок! Купи бумагу и записывай хадисы, ведь знание остается, а динары кончаются».
Один из знающих сказал: «Достоинство знания столь велико, что любой, кому приписывают обладание знанием, радуется этому, даже если не является его обладателем, в то время как любой, кого знающим не считают и кому приписывают невежество, тяжело переносит подобное и считает это оскорбительным, даже если действительно является невежественным».
Один мудрец сказал: «Свидетельством достоинства ученых является то, что люди подчиняются им».
Раньше говорили: «Знание является самым достойным родственником, а благопристойность и благородство указывают на самое высокое происхождение».
Один мудрец сказал: «Лучшим и наиболее достойным видом знания, ради которого можно соревноваться, является знание о том, как добиться большего в религии и стать более благородным».
Говорят: «Ученые подобны воде, ибо они приносят пользу везде, где только оказываются».
Абу аль-Асвад ад-Дуали сказал: «Цари правят людьми, а знающие правят царями».
Бузурджмихра спросили: «Кто лучше: богачи или ученые?». Он ответил: «Ученые». Его снова спросили: «Так почему же ученые приходят к дверям богачей?». Он ответил: «Потому, что ученые знают о достоинстве богатства, а богатые не ведают о достоинстве знания».
Говорят: «Знающие на земле – что звезды на небе; знающие – выдающиеся люди Ислама; знающий как светильник: кто проходит мимо, заимствует у него (свет); если бы не знание, то люди были бы подобны животным».
Говорят: «Приобретайте знание, ведь оно становится причиной обращения к религии, и знание есть напоминание людям, утешение в одиночестве, друг на чужбине, тема для бесед, источник богатства и средство удовлетворения потребностей».
Ибн аль-Мукаффа‘ сказал: «Приобретайте знание, ибо если вы относитесь к числу царей, то благодаря ему сможете выделиться, а если относитесь к простым людям, то с его помощью сможете существовать».
Он также сказал: «Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому, ведь уважение закончится, когда ты лишишься денег и власти, но радуйся, если тебя уважают за знание или (приверженность к) религии».
Говорят: «Если человек соединит в себе три качества: понимание религии, надежность и благовоспитанность, то несомненно станет господином».
Мудреца Лукмана спросили: «Кто лучший из людей?» Он ответил: «Верующий обладатель знания, у которого найдется благо, если обратиться к нему за этим».
Аль-Хаджжадж спросил Халида ибн Сафвана: «Кто господин жителей Басры?» Он ответил: «Аль-Хасан». Аль-Хаджжадж спросил: «Как же это, ведь он вольноотпущенник?». Он ответил: «Люди нуждались в нем, когда дело касалось их религии, а он не нуждался в том мирском, что у них было, и я не видел никого из знатных людей Басры, кто бы не хотел посетить его кружок, чтобы послушать, что он скажет, и записать его знание». Тогда Аль-Хаджжадж сказал: «Клянусь Аллахом, это и есть господство!»



5. Отрывки из стихов
о достоинстве знания

Знание – честь владельца, украшение.
Его постигнув, ты идешь по верному пути.
Неиссякаем знаний клад и накопления.
Прекрасен этот друг, коль с ним в союзе ты.
Ты можешь деньги собирать, потом без них остаться:
И богача постигнет унижение, боль,
А знанием ты будешь вечно наслаждаться,
И нет боязни, что уйдет оно.
О собиратель знаний! твой запас прекрасен
И не меняй его на золото и жемчуга.
От знания дух твой жив и ясен,
Как оживает почва от прошедшего дождя.
И свет оно несет в умы людские,
Как свет луны рассеивает мрак ночной.
Учись, поскольку мудрым не рожден на свет ты
И не сравнится знающий с невеждой и глупцом.
И важный человек, не обладатель знаний,
Окажется ничтожным средь людей.
В невежестве – удел кончины ранней,
Ибо мертвы невежды прежде всех смертей,
Поистине, покойник, кто не видит смысла в знании.
Он не восстанет вплоть до Воскрешения Дня.



6. Примеры высказываний ученых

Абу Бакр аль-Аджурри, говоря об ученых, сказал: «(Аллах) отдавал им предпочтение перед другими верующими всегда и во все времена. Аллах возвышал их посредством знания и украшал их кротостью. С их помощью мы отличаем дозволенное (халал) от запретного (харам), истину ото лжи, вредное от полезного, прекрасное от безобразного. Их заслуга велика, их значимость огромна. Они являются наследниками пророков и доставляют радость близким к Аллаху. Рыбы в море молят (Аллаха) об их прощении, ангелы возлагают на них свои крылья. Они станут заступниками (за верующих) в Судный день после пророков. Общение с ними помогает обрести мудрость, а благодаря их делам, воздерживаются от дурного беспечные. Они лучше (простых) поклоняющихся и выше по положению, отрекшиеся от мира. Их жизнь – приобретение (для людей), их смерть – несчастье. Они напоминают невнимательным и обучают невежественных. Никто не ожидает от них зла и не опасается от них вреда. Благодаря их воспитанию покорные (Аллаху люди) соревнуются друг с другом (в послушании), благодаря их добрым проповедям исправляются нерадивые. Все нуждаются в их знаниях, люди доказывают свою правоту тем, кто выступает против (истины), опираясь на их слова, и все обязаны их слушаться, а ослушание знающих запретно. Кто подчинится им, пойдет по правильному пути, а кто ослушается, тот проявит свое упрямство. Когда имамы (духовные руководители) мусульман сталкиваются с каким-нибудь вопросом, в котором сомневаются, и начинают колебаться, они поступают так, как говорят знающие, основываясь на их мнении. Когда правителям мусульман приходится принимать решения по таким вопросам, в которых они не разбираются, правители поступают так, как говорят знающие, и основываются на их мнении. Когда кадии мусульман затрудняются в вынесении какого-либо решения, они судят так, как говорят знающие, опираясь на их слова. Они подобны светочу для поклоняющихся и маяку (излучающему свет) в своей стране, они – опора общины, источник мудрости и причина гнева шайтанов. Благодаря им, оживают сердца обладателей истины и умирают сердца сбившихся с пути. Они на земле подобны звездам на небе, по которым люди ориентируются в море и на суше: когда звезды скрываются, люди впадают в растерянность, а когда вновь появляются в темноте, они снова начинают видеть».
Ибн Хазм сказал: «Если бы достоинством знания было только то, что невежды благоговеют перед тобой и выказывают тебе свое глубочайшее почтение, а ученые любят и уважают тебя, то уже это было бы (достаточной) причиной необходимости приобретения знания. Так что же говорить о других его достоинствах в этом мире и мире вечном?!
Если бы недостатком невежества было только то, что невежда завидует ученым и таким же невеждам, как и он сам, то уже это было бы (достаточной) причиной необходимости стремиться избежать его. Так что же говорить об остальных его пороках в этом мире и в мире вечном?!
Если бы польза знания и занятости его приобретением заключалась только в том, что это отвлекает от изнуряющих соблазнов и надежд, не приносящих ничего, кроме беспокойства, и избавляет от мыслей, тревожащих душу, то уже это явилось бы веской причиной, побуждающей к знанию. А как же иначе? Ведь можно долго перечислять достоинства знания, наименьшими из которых являются те, что мы упомянули, говоря о приобретениях искателя знания. Так, например, слабые цари утруждали себя и отвлекались от того, что было сказано нами, игрой в шахматы и нарды, вином, песнями, охотой и другими излишествами, приносящими вред в этом мире и мире вечном, но не приносящими никакой пользы.
Если бы ученый поразмыслил над тем, как прошли его годы, от чего избавило его знание, от какого унижения, связанного с господством невежд, беспокойства из-за того, что истины остались скрытыми от него, и ликования от того, что ему открылось скрытое от других, то он еще больше стал бы восхвалять Всевышнего Аллаха, еще больше бы возрадовался тому знанию, которое у него есть, и возжелал приумножить его.
Достоинством знания и отречения от мира является то, что Великий и Всемогущий Аллах дарует это лишь тем, кто заслужил их по праву. Недостатком же высокого положения, которое занимают люди в этом мире, обладая богатством и славой, является то, что чаще всего богатство и слава принадлежат тем, кто этого не заслуживает.
Знание приносит огромную пользу в деле применения своих достоинств. Так, знание приводит человека к пониманию красоты достойных дел, которые он должен совершать хотя бы изредка; к пониманию мерзости дурных поступков, от которых он хотя бы изредка должен отстраняться. Он слышит похвалу в чей-то адрес и желает услышать подобное о себе, он слышит, как кому-либо выражают порицание, и не желает услышать подобное о себе. Следовательно, каждое достоинство должно в какой-то мере иметь отношение к знанию, а каждый порок – к невежеству. Из числа тех, кто не обучался наукам, достойные дела совершают только люди, отличающиеся крайней внутренней чистотой и идеальными качествами, что было свойственно только пророкам, мир им, ибо Сам Аллах Всевышний обучил их всему благому, и им не пришлось учиться этому у людей».
Абу аль-Хилал аль-‘Аскари сказал: «Если ты, брат, желаешь высочайших степеней , высокого положения и известности среди людей, если ты ищешь славу, которую не смогут поколебать ни ночи, ни дни, которую не смогут умалить ни годы, ни века, ищешь уважения, не обладая властью, богатства, не имея денег, выгоду, не прибегая к силе оружия, знатности, не имея славного рода, помощников, не требующих вознаграждения, войско, не имея военного ведомства и не обязывая никого (к военной службе), то тебе необходимо знание. Стремись приобрести его там, где возможно, и польза придет к тебе сама, а ты получишь выгоду, на которую рассчитывал, в чистом виде. Прояви усердие в приобретении знания в течение немногих ночей, и будешь испытывать наслаждение от уважения (со стороны других людей) всю свою жизнь. Наслаждайся почтением, (проявляемым к тебе), в оставшиеся тебе дни, и, благодаря знанию, сохрани после смерти память о себе и о том деле, которому отдали свои силы умные люди, в котором соревновались мудрецы и завидовали друг другу достойнейшие…».
Перечисляя различные стороны достоинства знания и ученых, Ибн аль-Каййим, сказал:
«Шестьдесят четвертая сторона: наивысшей ступенью, достигаемой творениями Аллаха, является ступень посланнической миссии и пророчества, посланников же Аллах избирает из числа ангелов и людей. И как же не быть наилучшими творениями Аллаха тем, кого он сделал посредниками между Ним и Его рабами, чтобы передать свои послания, рассказать о своих именах, атрибутах и делах, о своих заповедях, чем Он доволен и на что гневается, за что дает вознаграждение и наказание. Он особо выделил их, ниспослав им откровение (вахи), избрал их, дав им превосходство над другими, и пожелал, чтобы они занялись выполнением посланнической миссии к Его рабам. Он сделал их самыми чистыми, самыми высоконравственными, самыми совершенными в своих знаниях и делах, самыми приятными и самыми любимыми и принимаемыми в сердцах людей творениями. Он избавил их от всякого позора, недостатков и подлости. Самыми благородными людьми после них Он сделал их преемников и наместников, которые продолжают следовать их путем, давая добрые наставления своим общинам, указывая правильную дорогу заблудшим, обучая незнающих, помогая незаслуженно обиженным и наказывая обидчиков, побуждая к одобряемым шариатом поступкам, совершая их, удерживая от порицаемых поступков, отстраняясь от них, призывая к Аллаху внемлющих наставлениям с мудростью, отстраняющихся и нерадивых – хорошими наставлениями, а упрямящихся и отвергающих – добрыми убеждениями. Таковы последователи посланников и наследники пророков…
Шестьдесят пятая сторона: человек отличается от прочих живых существ знанием и способностью изъясняться. Ведь животные и звери едят больше него, они сильнее, их потомство более многочисленно, и они живут дольше человека, который отличается от них только знанием и способностью изъясняться. Если не будет знания, то у человека останется лишь то, что объединяет его с животными – простое животное начало, и он потеряет превосходство над ними, более того, может стать даже хуже их. О людях такого сорта Всевышний Аллах говорит:

Поистине наихудшими существами перед Аллахом являются глухие и немые, которые не разумеют . («Добыча», 22). Это есть невежды…
Шестьдесят шестая сторона: знание управляет всем, и ничто не управляет им. Каждый раз, когда возникают разногласия на предмет наличия или отсутствия чего-либо, его пригодности или непригодности, пользы или вреда, перевеса или нехватки, совершенства или недостатка, восхваления или порицания, степени добродетели, его достоинства или порочности, близости или отдаленности, приводит ли это к искомому или нет, приносит ли желаемый результат или нет и т.д., знание дает право судить обо всем этом. И тогда прекращаются споры, и согласие (с принятым решением) становится обязательным. Знание управляет государствами, политикой, деньгами и (движениями) пера. Ведь власть, не подкрепленная знанием, не будет существовать, меч, применяемый без знания, – дырокол в руках играющего, а перо, используемое без знания, – движение руки забавляющегося. Знание управляет всем вышеперечисленным, но ничто из этого не управляет им…».
Восхваляя факихов (знатоков мусульманского права) и ученых, Ибн аль-Каййим также сказал:
Факихи и те ученые, благодаря словам которых фетвы (решения по религиозно-юридическим вопросам) распространились среди людей, заняты поиском новых решений и определением правил, руководствуясь которыми можно отличить дозволенное (халал) от запретного (харам). Они на земле подобны звездам на небе, по которым ориентируются в темноте. Люди нуждаются в них больше, чем в еде и питье, подчинение им является большей обязанностью, чем подчинение своим матерям и отцам, о чем говорится в Коране:

О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто наделен властью («Женщины», 59). Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, по одной из двух версий передачи с его слов, сказал: «Обладателями власти являются знающие».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это правители». Это другая версия передачи со слов Ибн Аббаса. В действительности же правителям подчиняются тогда, когда они повелевают, опираясь на знание, следовательно, подчинение им является следствием подчинения ученым».

 

 

 

 

источник